blog gazeta
BAĞÇASARAY CAMİLERİ: стены, где живет спокойствие
Пока весь инстаграм борется с тревожностью через дзен и медитации, предлагаем вспомнить как найти успокоение по-бахчисарайски. Говорят, в старину в столице было более 30 мечетей и каждая из них имела свой, особенный вайб. Где-то крутили свои почти-рейвы дервиши, а где-то искали тишини торговцы. Одни воздвигали минареты ради любви, а другие во имя учения. И до сих пор, голос Бахчисарая звучит эзаном с шелестом высоких деревьев и звонким пением птиц. И такого сочетания не найти ни в одном calm-приложении, к слову. Давайте прогуляемся по бахчисарайским мечетям сквозь века и разберемся отчего же они такие особенные?
Только прежде - отложите все стереотипы связанные с религией. Джами - это место веры и знания, вера - внутри вас и обсуждать ее следует с толковым и образованным имамом, а не перекидываться субъективными трактатами в интернетах. Для всех уважающих себя бахчисарайцев, джами - это часть культурной жизни: здесь проходили обучение дети, сюда приходили молиться и оставлять садакъа, здесь заключали браки, записывали факты о рождении и смерти, и хранили старинные книги, в которых передавался ценный опыт прошлых поколений.

Мы предлагаем окунуться в этот опыт: взглянуть на наши мечети, через неповторимый мир крымскотатарской архитектуры и людей которые их воздвигали, оберегали и как и мы сегодня - искали и находили там спокойствие.
Qırq Yer camisi
Tekiye Ğazı Mansur
Salaçıq Asma quyu camisi
Zıncırlı medrese camisi
Baba Kurt camisi
Qadir efendi camisı
Maliç ağa camisi
Osman ağa camisi
Torğay camisi
Suvlu qoba camisi (tekiye)
Когда речь заходит о мечетях Багъчасарая, логично начать с самой первой джами, построенной на этих исторических землях. И если вы сразу подумали о Хан-Джами на территории дворца, то surprise-surprise! Самая древняя мечеть Багъчасарая была возведена в 1346 году и находится на территории современного Чуфут-Кале (ака Кырк-Ер). Камни говорят, что джами позже реконструировали уже по приказу легендарного хана Хаджи Герая. И если вы никогда ранее не слышали об этой мечети, то точно видели фрагменты её стен — самое известное фото Османа Акъчокраклы, где он касается камней, как раз-таки было сделано на фоне северной стены здания. Коснуться камня, хранящего имя Хаджи Герая и отпечатки пальцев Акъчокраклы, можно и сегодня, но стен мечети вы там уже, к сожалению, не найдёте — только развалины. Джами в Кырк-Ере долгое время было "местом силы" для жителей столицы и здесь рождались смелые мечты о будущем Крыма. Только вообразите, какие виды открывались из окон джами и как разносился голос муэдзина по долине. Вау?

А чуть ниже древнего города, в святыне Гази-Мансур, находится уже более шумное место, где когда-то проходили рейвы. Ну, почти :) В местном текие (джами) на протяжении нескольких веков обитали дервиши ордена Хальвети, или, как говорили бахчисарайцы, "софулар". Как известно, молитвы дервишей — это одно из самых успокаивающих и магнетических действий. Они собирались в круг, крутили головами, исполняли свои монотонные песнопения и кружились вокруг своей оси. Ну чем вам не рейв? В старину на это событие съезжались местные со всей округи, удобно усаживаясь у деревьев перед текие. Но люди собирались не только чтобы послушать молитвы, ведь согласно поверьям, обряды дервишей помогали и излечивали больных: они приходили сюда сами, их приносили на носилках из далёких сёл и других городов, только чтобы лечь в круг дервишей и обрести надежду. Что было с людьми дальше — легенда утаивает, но крымские татары собирались тут вплоть до 1940-х годов. Наверное, неспроста? Определённо, текие на Гази-Мансуре — главное место надежды и самых искренних молитв в Бахчисарае. Жаль, что мы его потеряли.
Сейчас мы спускаем в черту Багъчасарая. Внимательно всматривайтесь в формы минаретов, окошки и стены мечетей. В их архитектурном облике хранится не только характерное умиротворение, но история развития культуры города.
Спускаясь из гор у подножья Кырк-Ера, первый квартал, который вас встретит, — Салачыкъ Асма-Кую. Это самая крайняя точка жилой части города. И здесь, среди гор и высоких деревьев, где-то в воздухе вы непременно словите вайб местной мечети. Это было большое одноэтажное здание с минаретом, что когда-то носило звание Кебир-джами (Соборная), и посещало мечеть около 200 семей, живших "на районе". Думали ли о таких масштабах в XVI веке, когда её строили? Пожалуй, да. Во времена ханства Салачыкъ был одним из элитных и густонаселённых районов столицы. На фото, сделанном спустя почти 400 лет, былого величия уже не заметить, конечно, но вот в 1500-е годы мечеть была бы одной из самых инстаграмных локаций города. Особенный интерес вызывает архитектурный стиль Салачыкъ джами, в нем прочитывается в первую очередь гармония с окружающим ландшафтом и характерный стиль мечетей старого Салычыкъа. Без вычурности и
Мечеть Менгли Герай хана, в народе известная как Зынджирлы медресе джамисы. Здесь проговаривали свои молитвы представители крымскотатарской интеллигенции — от Гераев до Гаспринских. Джами было построено по приказу хана в 1508 году, через несколько лет после Зынджирлы медресе. Сколько смелых мечтаний, надежд, благодарности и смеха слышали эти стены — сложно даже вообразить. И сейчас, когда они наполнены холодом и пустотой, хочется снова наполнять их смелыми мечтами о будущем. Интересно, появится ли кто-то, кто восстановит её и сохранит своё имя на века рядом с именем легендарного Менгли Герая?
Маале Баба-Курт — узенький квартал вдоль главной дороги к дворцу от Кырк-Ера, знакомый нам всем. В прошлом это был один из самых оживлённых и шумных районов города: здесь жили музыканты, и именно тут создавались главные хиты свадебных сезонов XIX–XX веков. Это небольшой квартал, и, возможно, поэтому джами здесь появилось намного позже, чем в соседних маалле. Баба-Курт джамисы было возведено в 1740 году при Селямете II и представляло собой маленькую мечеть, вокруг которой расположилось кладбище, а в вакуфе значился фруктовый сад в Черкез-Кермене.
Когда-то в стенах джами проговаривали молитвы самые именитые музыканты Крыма. Может, у развалин столь намоленного места стоит прочитать дуа и за современную крымскотатарскую музыку?
Къадыр-эфенди джамисы было возведено в начале XVI века и завершает ряд самых древних мечетей столицы. Во времена первых ханов, когда столица находилась в Кырк-Ере, Къадыр-эфенди считался крайним городским кварталом, который завершался ханскими владениями Ханлы-Дере и стеной, обозначавшей границы города. Джами было построено в период образования Багъчасарая, незадолго до возведения нового дворца ханов в 1532 году. До сегодняшних дней здания мечети не сохранилось, как и её фотографий. Однако ещё в XIX веке джами продолжало свою работу, и жители маалле за свой счёт перестроили крышу, но дальше сведения о нем теряются.
Район Салачыкъ завершается кварталом Малич-агъа, и именно это маалле когда-то было на слуху у журналистов всего мира. Здесь находится дом-музей Исмаила Гаспринского, и здесь кипела работа над изданием газеты "Терджиман". Редакция располагалась недалеко от квартальной мечети, и, учитывая круг общения Гаспринского, невольно представляешь, сколько невероятно интересных людей заглядывало в эту мечеть. Малич-агъа джамисы была построена ещё при хане Селямете II в середине XVIII века, в то время как до появления Гаспринского это был тихий и спокойный квартал Багъчасарая:) Если бы стены джами сохранились до наших дней, то это небольшое здание, скрытое у скал Салачыкъа, могло бы стать самой популярной локацией города для журналистов и писателей в поисках вдохновения.
Джами при медресе немного выбивается из ряда квартальных мечетей, но никак не уступает им по важности. Орта-Медресе — это целый образовательный комплекс в квартале Малич-агъа, возведённый в XVII веке на частные средства мецената Табанджи Амета-агъи. Джами при медресе посещали учащиеся и преподаватели, и можно предположить, что оно было соразмерно небольшим квартальным мечетям. Орта-Медресе и сегодня стойко украшает улицы Салачыкъа, но джами было разрушено. По культурной ценности, эту мечеть можно сравнить с джами при Зынджирлы медресе — здесь также произносили молитвы самые юные представители крымскотатарской интеллигенции.
Граничащий с Малич-агъа, маалле Осман-агъа известно своей жемчужиной — Тахталы джами, и до сих пор его часто называют кварталом "Тахталы джами" (надеемся, Осман агъа не в обиде). Эта мечеть была построена в 1713 году дочерью хана Селима Герая — Бек-Султан. К слову, все дети этого хана оставили важный след в истории и культуре Крыма. Согласно названию, при постройке мечеть была (частично) деревянной, но жители прихода каждый раз били тревогу, чтобы укрепить и отремонтировать здание — его расширяли, реставрировали, обновляли крышу, и благодаря этому мечеть Бек-Султан сохранилась до наших дней. Среди узких старых улиц, ведущих к Салачыкъу, и панорамы гор величественный минарет Тахталы джами будто провозглашает нам: "Keep calm and carry on". Уже 300 лет это одно из самых умиротворённых мест столицы.
Маалле Торгай джами располагается справа от главной площади Ханского дворца. Мечеть квартала стоит чуть выше местности, известной как "торговые ряды Араста", где некогда располагались лавки и шумные мастерские ремесленников, среди которых были медники, башмачники и другие мастера. Атмосфера Торгай джами была наполнена вдохновенным покоем, который находили здесь мастера и торговцы, заглядывавшие на намаз в течение рабочего дня. Говорят, что мечеть была построена ещё в XVI веке, но документов, подтверждающих это, не сохранилось. В прошлом минарет джами был разобран, но крепкие стены здания и сегодня стоят, дополняя архитектурный ансамбль квартала.
Еще одно текие на карте Багъчасарая находилось в уединении и тишине квартала Сувлу-Коба. Эту местность напротив дворца, чуть выше Торгай джами, также в народе называли "Текие маале". Здание мечети, предположительно, было возведено незадолго до чешме (фонтанов), возле мечети, построенных в 1743 и 1767 годах. Текие, также известное как "малая молельня", служило для проведения молитв и небольших собраний дервишей. Уже в начале XIX века здесь зачастую собирались по воскресеньям, в то время как главная молитва в четверг проводилась в Соборном текие на Азизе. Как проходили эти молитвы, можно прочесть в статье: "ПОЧТИ РОК-Н-РОЛЛ: кто такие бахчисарайские sofu и как они молились". И если вам кажется, что от мотания головой есть риск словить только тахикардию, а не просветление, то стоит напомнить, что дервишы — это целая культура созерцания, поиска гармонии и умиротворения. И очевидно, Багъчасараю сейчас очень не хватает хотя бы одного текие для этих целей.
Продолжение следует.

Автор текста: культуролог Асанова Эвелина.


Для написания данного текста автор опирался на статьи ученых и исследовалетелей: Сейтумерова Ш С., Османова Э.Э. и Волошинова А.А. из сборника статей "Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар. Том 1.", статью Османова Э.Э. "Некоторые аспекты хозяйственной жизни предместья Салачик во второй половине ХIХ - начале ХХ вв.", книгу Крым : путеводитель : [В 2-х ч.] / под ред. К. Ю. Бумбера и др. ; Крымское о-во естествоиспыт. и любителей природы: а также материалы проекта YANSILAR (выпуск Нияр Максуд).


Фотоиллюстрации: сборник статей "Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар. Том 1.", фотонегативы мечетей 1920-1930-х годов из коллекции БИКАМЗ, акварель Нины Жаба найдены на площадке Pinterest, а также фотокарточка молитвы бахчисарайских софу из коллекции Гарвардской библиотеки.

Made on
Tilda