blog gazeta
ПОЧТИ РОК-Н-РОЛЛ: кто такие бахчисарайские sofu и как они молились
Весь мир знает дервишей и их песнопения, но если бы вы рассказали о них коренным бахчисарайцам, они бы удивленно переспросили «кто это?». На протяжении многих веков, последователи учения софизма крымской столицы назывались «софу», собирались в мечетях или молельнях и исполняли свои знаменитые обряды. Бахчисарайские софу были очень светскими и открытыми, но собираясь вночи, полностью обращались в себя и предпочитали тишину.
Моления софу в Бахчисарае происходили по четвергам и воскресеньям. Интересно то, что собирались они поздними вечерами (около 10 часов) и на моления в четверг приходило около 30-40 человек, а по воскресеньям не более 8-10 человек. Скорей всего это объясняется тем, что пятница — выходной день, а моления заканчивались примерно в час или два ночи. По четвергам они собирались в соборной мечети на Азис, а в воскресенье в малой молельне напротив дворца.
Софу не были монахами или бедняками (перс. درویش‎ [derviš] «бедняк, нищий»), бахчисарайцы абсолютно не терпели светских лишейний. Они занимались торговлей и ремеслами, могли жениться, разводиться и жили в собственных домах с семьями. Как и другие, софу посещали джами для намаза и отмечали байрамы, а к обрядам обращались лишь в четверг и воскресенье.
На закате культуры софу, их насчитывалось около 200 человек. Не все из последователей учения ходили на общие обряды, возможно некоторые предпочитали проводить их дома в одиночестве или малыми группами. Для вступления в софу, не было особых требований, при желании нужно были лишь сообщить об этом шейху.

Сами шейхи, жили обычно при текие (молельне) и по традициям крымской столицы, их должность передавалась по наследству. Бахчисарайский текие был построен по приказу хана Мемет Герая в середине XVII в., возле дюрбе первого крымского софу — Мелек Аджера, умершего на этом месте в 788 г. (VIII век).
Моления не были секретным действом и желающие могли на них присутствувовать. Хотя, некоторые истории рассказывают о том, что бывали случаи, когда двери в молельню закрывались — если присутствующие мешали софу сосредоточиться. Ведь тишина была основой обряда, только в тишине они достигали экстатического состояния.
Обряд софу достаточно долгий и начинается с того, что они садятся на ковры образуя круг, внутри которого находится шейх. Сначала они долго поют, а затем, по знаку шейха, постепенно учащая, начинают повторять фразу «Ля Иллахе иль Аллах». При этом, они раскачиваются в такт корпусом тела в одну и другую сторону. Качание учащается, а фраза повторяется быстрее. В конце концов, качание превращается в мотание головой настолько быстрое, что нельзя уловить черт лица. Вместо ясных слов слышится крик, похожий на лай, у некоторых появляется пена изо рта, но случаи потери сознания — редки. Такой экстаз продолжается довольно долго. По знаку шейха, все сразу прекращают кричать, несколько человек затягивают песнопение, а иные, произнося слово «Аллах» не могут сразу успокоится после сильного возбуждения и рыдают. Далее, все встают, образуя круг и произнося слово «Гуве» раскачивают корпус. Произносение похоже на рычание, сперва медленное, а затем все более учащающееся и вновь переходящее в мотание головой и неистовый крик.
В такой момент, в середину круга часто впускаются больные, чтобы молитва софу их исцелила. Больные ложатся на пол, их накрывают покрывалами и все молящиеся, обняв друг друга руками, продолжают мотать головой и кричать. По знаку шейха, все останавливаются и вскоре прекращают моление, продолжавшееся более трех часов.
Бахчисарайские софу в нач. XIX в. (рис. Демидова)
Основой тексту послужили заметки из путеводителя по Крыму 1914г. К.Ю. Блумберга.
Made on
Tilda