blog gazeta
Два романа Орхана Памука, которые вам точно понравятся
Орхан Памук — один из самых ярких представителей «альтернативной Турции». Он — интеллектуал старой школы и постмодернист, получивший Нобелевскую премию за то что «в поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур». И какими бы разными не были крымскотатарская культура и турецкая, но в историях об уличных торговцах бузы и борьбе художников между исламскими канонами и европейским влиянием, мы всегда будем говорить об одном и том же.

«Имя мне Красный»


Пожалуй, одно из самых известных произведений Орхана Памука — Имя мне Красный. Роман посвящен мастерам исламской миниатюры, которые, по заказу султана, оформляли книгу к тысячилетию хиджры. В городе появляется слух, что книга сделана по принципам «венецианских безбожников» и противоречит законам мусульманского мира. На фоне всего этого развивается любовная линия и возникает детективный сюжет — убивают одного из мастеров. Книга написана в атмосфере размеренной жизни и быта мусульманского государства. Вы побываете в мастерских художников, узнаете секреты исполнения исламской миниатюры и разделите с героями трепет прочтения тайных писем.

Каждая глава романа — повествование от отдельного персонажа, который следуя сюжету делится личной историей. Свое слово есть и у убийцы, но чтобы узнать кто он — нужно учится читать между срок. В книге поднимаются важные темы роли копий в развитии изобразительного искусства, история подписей картин и отношения старых мастеров с новым поколением. Герои книги — люди, отображающие культуру своего времени в мельчайших и изумляющих деталях. Опытный читатель заметит схожесть книги со знаменитым романом Умберто Эко «Имя розы». И если Эко представляет нам мир средневековой Европы, то Орхан Памук отобразил тонкости средневекового Востока.
Взяв лист бумаги, с которой никогда не расставался, он нарисовал на нем то, что видел с минарета. Этому счастливому обстоятельству мы и обязаны тем, что после монгольского нашествия исламский рисунок обрел новую силу. В отличие от рисунков идолопоклонников и христиан, мир в нем показан сверху, с непременной линией горизонта, таким, каким его видит Аллах; а в сердце художника живет искренняя боль. И вот еще что важно: после резни в Багдаде Ибн Шакир, движимый поселившимся в его душе стремлением рисовать, пешком отправился на север, туда, откуда пришли полчища монголов, и изучил манеру китайских мастеров. Так вот и стало ясно, что идея бесконечности времени, пять столетий жившая в сердцах арабских каллиграфов, должна воплотиться не в буквах, а в рисунке. И это воистину так, ибо книги рвут и уничтожают, но страницы с рисунками вставляют в другие книги.
Сам Бехзад это знал и оттого не ставил свою подпись даже в самом укромном уголке рисунка. По мнению старого мастера, причиной тому отчасти было смущение и чувство стыда, ведь истинное искусство и мастерство заключаются в том, чтобы создать чудесное, несравненное произведение, но не оставить при этом ни единого следа, выдающего личность художника.
Теперь я с радостью вижу, что Кара усвоил еще одно важное правило: если не хочешь разочароваться в искусстве, не воспринимай его как свое ремесло. Какими бы замечательными ни были твое мастерство и способности, деньги и власть следует искать в других местах, и не надо обижаться на искусство, если ты не получишь должного вознаграждения за свой труд.

«Мои странные мысли»


«Мои странные мысли» — это уже более поздний Памук. Если в «Имя мне Красный» герои предстают на пике развития культуры и говорят о «высоком», то в этом романе, мы видим что происходит с героями той же культуры, в период ее спада и перемен. Мевлют — житель обедневшей глубинки, который во втором поколении пытается перебраться в стремительно развивающуюся столицу. Он каждый вечер цепляет большие корзины на спину и выходит на улицы Стамбула с криками «Бууууза!», наблюдая разрушение старых устоев под политической революцией и равнодушие окружающих к традициям прошлого. Что делать, когда облик твоего любимого города меняется на глазах, а веками проверенное ремесло — становится постыдным и не приносит дохода?

Мы окунаемся во внутренний мир героя, потерявшегося в своем времени, а Памук все также советует сначала разобраться в тонкостях традиционной мусульманской культуры, но уже в условиях современности. Разделы книги — исповеди главных героев, в которых затрагиваются большое разнообразие тем. Кто-то украв свою возлюбленную, оказывается женат совсем на другой девушке, а кто-то не сумев покорить столицу обязывает это сделать своих детей. Эпоха новой культуры, которая так и не состоялась в Крыму, но не так давно прошла с другой стороны Черного моря — представлена в лице обычного уличного торговца. И прочтя книгу, вы убедитесь, что лучшего проводника в прошлое, было не найти.
Ведь все то важное, что определяет жизнь общества, составляется не из того общего, что объединяет людей, а из того, что их отличает.
Иногда разум заставлял его думать о таких вещах, о которых он сам думать не хотел. Он задумывался о существовании Аллаха, либо размышлял о самых неприличных словах, которые только знал, либо представлял себе взрыв, от которого весь мир разносит на клочки, как в кино. Неужели все это были его мысли?
Пока Мевлют шел под дождем по извилистой асфальтовой дороге (раньше здесь шла грязная грунтовка) мимо продуктового супермаркета (раньше тут была лавка старьевщика), затем спускался по лестнице (раньше ее тут тоже не было).
Иногда он думал о том, что вокруг него каждый, кто тоже приехал издалека, богатеет, обзаводится недвижимостью, строит свой собственный дом на своей собственной земле, в то время как он ломает себе спину каждый день, просто чтобы наскрести что-то на своем рисовом бизнесе, который далеко не доходен, но в такие моменты он говорил себе, что роптание будет проявлением неблагодарности по отношению к Создателю в ответ на то счастье, которое Аллах уже даровал ему. Иногда он замечал аистов, летевших над головой, и понимал, что времена года сменяют друг друга, заканчивается еще одна зима, а он медленно стареет.
Made on
Tilda