blog gazeta
Şefiqa Gaspıralı: политика, феминизм и знаменитый отец
В наше время, она считалась бы инфлюэнсером, возглавляла список Forbes "30 до 30" и создавала фем-тренды. Шефика Гаспринская - журналистка и политик, лидер первого в мире женского мусульманского движения, редактор первой газеты для женщин, делегат Курултая и жена главы правительства Азербайджана. Девушка, что создавала тихие революции в обществе и никогда не предавала свои принципы. Поговорим о ней?
Шефика Гаспринская родилась в 1886 году. За три года до этого, ее родители - Исмаил Гаспринский и Зухра Акчурина запустили легендарный "Терджиман". Ее мама к тому времени продала почти все свои украшения для создания типографии и издания ряда пробных газет. А за год до рождения дочери - в 1885, типография супругов сгорела и они работали над оборудованием новой. Именно на такой сложный, но невероятно интересный период попали детские годы Шефики.

Молодая семья Гаспринских проживала в одном из самых уютных районов Бахчисарая - Салачыкъ. На первом этаже их дома располагалась типография, а на втором - жила семья. Это позволяло супругам ежедневно заниматься газетой и довольно быстро Терджиман стал главным новостным еженедельником от Крыма до Египта. Исмаил бей занимался написанием статей и пиаром, а Зухра преимущественно вела работу по редактуре и документации. В дни выхода еженедельника, супруги вместе печатали, фальцевали, клеили марки и рассылали газету почтой в разные страны и регионы. Спускаясь со второго этажа на прогулки в сад, их дети - старший сын Рефат и Шефика, с интересом наблюдали за созданием одной из главных газет современности. Конечно же, это отразиться на их будущем - они оба станут известными журналистами и продолжателями семейного дела.

А пока они были детьми, для Бахчисарая 1880-ых, одинаково громкими стали два события: издание крупной газеты и появление в мужских рядах первой женщины-журналистки - Зухры Акчуриной (читай: работающей женщины). Разумеется, это вызывало ряд возмущений среди жителей, но статус экс-мера и издателя Исмаила Гаспринского не позволял людям открыто высказываться о его жене. Многие другие женщины обретающие публичность - продолжали поддаваться общественному осуждению.
Уже в начале 1890-х Терджиман стремительно развивался и для газеты писали такие известные личности как Сеит-Абдулла Озенбашлы, Асан Нури, Исмаил Леманов и Али Боданинский. Зухра все больше делегировала свои обязанности в газете, чтобы заниматься домашним образованием детей - Шефики и Рефата и посвятить время созданию первой в Крыму новометодной школы для девочек.

В этот период, у супругов родилось еще трое младших детей. Семья много времени проводила в саду за домом, у речки Чурук-Су. Там они встречали гостей, отдыхали вечерами и много разговаривали. Большое влияние на формирование личности Шефики, оказало общение с отцом. Он был открытым и общительным человеком. Исмаил бей активно поддерживал вопросы равноправия женщин и поднимал эту тему в своих статьях, считая что главный корень зла - в отсутствии доступа к образованию. Когда в 1897 году, первая крымская татарка - Зейнеб Булгакова, поступила в высшее учебное заведение на врача, новость тут же была гордо опубликована в Терджимане. Именно пример и прогрессивные взгляды родителей, были главным вдохновением для Шефики.

Внезапная смерть Зухры Акчуриной в 1903 году, стала сильным ударом для семьи, а в большей степени для Исмаил бея. Чтобы поддержать отца, юная Шефика взяла на себя все обязанности матери в газете: все свободное от учебы время она занимает редактурой текстов и документацией типографии. А в возрасте 17 лет, пишет свою первую статью, "в начале моих экспериментов с пером, в Терджимане впервые была опубликована статья о женщинах". С этого начался ее долгий путь в вопросах эмансипации крымскотатарских женщин, который стал примером для миллионов мусульманок.

В 1905 году Шефика выпустилась из педагогического лицея Акъмесджита и в том же году, Исмаил бей наконец добивается разрешения на издание первой в мусульманском мире газеты для женщин - Alem-i nisvan. Руководил изданием Гаспринский, но фактически пост главного редактора занимает 20-летняя Шефика. Появление Alem-i nisvan стало по истине революционным событием в размеренной жизни Крыма. В отличии от "Терджимана", который освещал общественно-политические темы более ориентированные на мужскую аудиторию, на страницах Alem-i nisvan впервые заговорили доступно о законах шариата, образовании и современной науке.

Имея полную поддержку отца и порой его умелое цензурирование в острых вопросах, Шефике удается закрепить Alem-i nisvan в статусе еженедельника. Газета стремительно обретала популярность не только в Крыму, но и далеко за его пределами, вроде Египта, Туркестана, Индии и даже Японии. Европейские издания, в свою очередь, цитировали Alem-i nisvan в своих статьях. Кроме образовательного контента, на страницах газеты появились истории о жизни и быте женщин в разных странах и письма читателей. Это оказало большое влияние на эмансипацию крымскотатарской женщины не только в быту, но и в сфере культуры. Оставалось всего 10 лет до момента, когда крымские татарки первыми в мусульманском мире займут равноправное место в политике - в крымском правительстве.

А пока, в сотнях крымских семей, молодые девушки и взрослые женщины на родном языке читали вдохновляющие биографии великих женщин и мечтали стать такими же. В полной мере сложно оценить влияние Шефики и Alem-i nisvan на становление крымскотатарского общества. Кроме науки, литературы и политики, в газете поднимались важные темы гигиены, проблем быта и советы по домашней работе. Для женщин, опыт и интересы которых долгое время ограничивались узким кругом семьи и устаревшими традициями - это стало окном в новый мир. Однако, важно заметить что читателями газет Терджиман и Alem-i nisvan были зачастую интеллигенция, а определенная часть взрослого населения все еще не умела читать.
Кроме отца, в журналистской работе большую поддержку Шефике оказывал и Насиб Усуббеков. Они познакомились в начале 1900-х, когда 21-летний политик из Азербайджана учился в Одессе и приезжал в Бахчисарай в редакцию Терджимана. Он был восхищен умом и обаянием девушки, что оказалось взаимно. Насиб-бей несколько лет писал Шефике письма и делился своими мыслями о ее статьях. А уже в августе 1906 получил долгожданное письмо от самого Гаспринского, с благословлением на брак с его дочерью.

Следующие шесть лет супруги живут на две страны - между Бахчисараем и Гянджу. В семье рождается двое детей - Ниязи и Зухра. Усуббеков пишет статьи в "Терджиман", активно занимается политикой и преследуемый полицией год живет в эмиграции в Османской империи. Шефика продолжает работу над Alem-i nisvan, но выпуски газеты выходят не постоянно. Исмаил-бей с дочерью прилагают большие силы чтобы сохранить Alem-i nisvan, так как женский вопрос остается одним из самых актуальных в обществе. После годичного перерыва в издании, газетой занимается один из самых известных журналистов того времени - Осман Акъчокраклы. Он, как ближайший друг Насиба Усуббекова и ученик Гаспринского, подстраховывает Шефику на должности редактора, пока она находится в Гаянджу с мужем. Вскоре, власти отзывают разрешение на издание Alem-i nisvan.
А Насиб Усуббеков, в 1912 году решает взять вторую жену и заключает кябин с другой женщиной. Шефика немедля расстается с супругом, несмотря на его мгновенное раскаяние. В конце 1912 года, она с детьми переезжает в Бахчисарай и возвращается к девичьей фамилии - Гаспринская. Все свое время она посвящает помощи отцу и брату в издательском деле, оставаясь главной поддержкой и опорой 60-летнего Исмаил-бея. В Терджимане активно поднимаются все еще острые темы образования и равноправия. Статьи на эти темы пишут главные лица эпохи - Асан Сабри Айвазов, Усеин Тохтаргъазы, Осман Акъчокраклы и другие. А в декабре 1914, случается одно из самых трагических событий в жизни Шефики - умирает Исмаил Гаспринский.

В это же время, мировое сообщество оглушает Первая мировая война. Брак Шефики и Насиба не расторгнут официально, но она с детьми остается в Крыму и после смерти отца.

Она следит за стремительным развитием политической ситуации и продолжает заниматься вопросами образования и прав женщин. В апреле 1917 года на улицах Бахчисарая проходит большой женский митинг, который возглавляет 33-х летняя Шефика. Она открыто говорит, что одной из главных проблем женщин остается отсутствие права на родину и ошибочное толкование ислама. Через несколько дней, в Акъмесджите, проходит собрание по вопросам улучшения положения женщин в Крыму. В своем обращении, Шефика говорит о признании за крымскими татарками равных общественно-политических прав с мужчинами и указывает на необходимости открыть больницы для женщин, сады и школы для девочек. Кроме этого, обсуждаются вопросы устаревших обычаев, вроде ранних и договорных браков, унижающих достоинство человека.

Такие разговоры вызывали возмущение в общинах, но основная тенденция оставалась положительной. По всему Крыму активно распространяются идеи нового женского движения. Во многих городах и селах, "мужские" организации и комитеты, для поддержки этого явления, по собственной инициативе берут на себя расходы за организацию "женских". Кроме участия в общественно-политической жизни, крымские феминистки добиваются права на посещение публичных намазов в мечетях. Равное право на веру - это стало прецедентом, который разносился на весь мусульманский мир.
Все эти изменения, способствовали готовности к объединению и стремительному развитию крымскотатарского общества после окончания войны. В ноябре 1917 года, под началом временного крымского правительства, в Бахчисарае созван Курултай - всенародный съезд представителей народа со всего Крыма. Шефика была избрана делегатом Курултая от евпаторийского уезда, кроме нее делегатами стали еще три женщины. Оставаясь одной из главных политических фигур в Крыму и соратником Номана Челебиджихана - на заседании Гаспринская почетно сидит справа от него.

В резолюции Курултая официально закрепляют равные права мужчин и женщин. Крымские татары первыми в мусульманском мире признают равноправие на государственном уровне, как и европейские страны. В местных кофейнях, возмущенные представители мурзачества и "духовенства" поднимают протесты и агитируют "против женских вольностей", но получают поддержку лишь среди необразованных слоев населения и процесс эмансипации уже не остановить. Это становится заслугой не только женского движения, но наследием Исмаила бея, внесшего большой вклад в образование молодежи в 1880-1910 годы, результатом которого стало целое поколение прогрессивных лидеров как среди мужчин, так и среди женщин.

Шефика назначена директором нового Женского педагогического училища - одного из главных учебных заведений в Крыму. Она подчеркивает, что "женщины, участвующие в движении, должны быть высокообразованными, толерантными, иметь сердце, полное любви к родной земле и своему народу". За почти десять лет, участницы движения показали себя как одни из самых упорных и воодушевленных реформаторов женского вопроса в мире. Гаспринская принимает активное участие в общественной жизни Крыма, поддерживает молодежь и пытается возродить работу Alem-i nisvan, но политическая ситуация уже становится нестабильной. Она еще не догадывается что годом позже, прекратит свое 30-летнее издание даже "Терджиман" под началом ее брата Рефата.
В феврале 1918-го Номана Челебиджихана убивают, а крымское правительство свергается лидерами новообразовавшейся Советской Республики. Гаспринская с детьми выезжает из Крыма к мужу. В Баку она приезжает уже в статусе первой леди - за несколько месяцев до этого, Насиб Усуббеков становится главой правительства Азербайджана. Следующие два года она посвящает семье и занимается педагогическим училищем в Баку. Однако, уже в 1920 году, демократическое правительство свергают, а Насиб-бека расстреливают.

Шефика с детьми выезжает из Азербайджана в Османскую империю, где в это время идет война за независимость. Она останавливается в Стамбуле и все свое время посвящает благотворительности. На протяжении 10 лет она занималась сиротским приютом, работала в "Красном полумесяце" и помогала беженцам, а также принимала активное участие в жизни крымскотатарской диаспоры. Будущее Крыма и крымских татар занимало все ее мысли.

Тем временем, выпускницы училища, которое возглавляла Гаспринская, создали в Акъмесджите рукописный журнал под названием "Ненкенджан" что продолжал философию Alem-i nisvan. На сцену главного рупора современности - крымскотатарского театра - вышли девушки, юная Сабрие Эреджепова преподает в сельской школе Тав-Бодрак, а Асие Эмир-Заде снимается в главной роли в полнометражном фильме "Алим". Шефика узнает об этом из газет и писем брата. Все эти события становятся результатом ее многолетней работы и стремлений, но потерявшие духовную и демократическую основу - вызывают не радость, а переживания.
В 1930 году, Шефика создает в Стамбуле Союз крымскотатарских женщин и все свои силы фокусирует на диаспоре, с болью наблюдая за событиями в Крыму. Так проходят следующие 45 лет, а в 1974 году Гаспринская умирает.

Ее похоронили на кладбище Зинджирликою в Стамбуле. В Крыму, одной из самых известных женщин наряду с Джанике ханум и Нур-Султан, дочери великого просветителя - Шефике Исмаил къызы Гаспралы, все еще не поставлено ни одного памятника, памятной доски в учебных заведениях или мемориальной. Однако, спустя 100 лет крымскотатарское общество все же стало таким, как она и мечтала.

Для написания данного текста автор опирался на статьи ученых: Абдульваапов. Н. Гаcпринская Шефика / Деятели крымскотатарской культуры (1921—1944); Абдуллаева Г. Женский мир Шефики Гаспринской; Ганкевич В. Ю. Роль И. Гаспринского и его семьи в развитии народного образования среди крымскотатарских женщин на рубеже XIX—XX веков; Керимов Т. Культурно-просветительская миссия крымскотатарской периодической печати в Крыму (1883-1944); Яблоновская Н. В. «Женский вопрос» на страницах изданий И. Гаспринского и его влияние на развитие крымскотатарской журналистики начала ХХ в..


Автор статьи: культуролог Асанова Эвелина.

Made on
Tilda