blog gazeta
BAĞÇASARAY CAMİLERİ: стены, где живет спокойствие
Пока весь инстаграм борется с тревожностью через дзен и медитации, предлагаем вспомнить как найти успокоение по-бахчисарайски. Говорят, в старину в столице было более 30 мечетей и каждая из них имела свой, особенный вайб. Где-то крутили свои почти-рейвы дервиши, а где-то искали тишини торговцы. Одни воздвигали минареты ради любви, а другие во имя учения. И до сих пор, голос Бахчисарая звучит эзаном с шелестом высоких деревьев и звонким пением птиц. И такого сочетания не найти ни в одном calm-приложении, к слову. Давайте прогуляемся по бахчисарайским мечетям сквозь века и разберемся отчего же они такие особенные?
Только прежде - отложите все стереотипы связанные с религией. Джами - это место веры и знания, вера - внутри вас и обсуждать ее следует с толковым и образованным имамом, а не перекидываться субъективными трактатами в интернетах. Для всех уважающих себя бахчисарайцев, джами - это часть культурной жизни: здесь проходили обучение дети, сюда приходили молиться и оставлять садакъа, здесь заключали браки, записывали факты о рождении и смерти, и хранили старинные книги, в которых передавался ценный опыт прошлых поколений.

Мы предлагаем окунуться в этот опыт: взглянуть на наши мечети, через неповторимый мир крымскотатарской архитектуры и людей которые их воздвигали, оберегали и как и мы сегодня - искали и находили там спокойствие.
Qırq Yer camisi
Tekiye Ğazı Mansur
Salaçıq Asma quyu camisi
Zıncırlı medrese camisi
Baba Kurt camisi
Qadir efendi camisı
Maliç ağa camisi
Osman ağa camisi
Torğay camisi
Suvlu qoba camisi (tekiye)
Когда речь заходит о мечетях Багъчасарая, логично начать с самой первой джами, построенной на этих исторических землях. И если вы сразу подумали о Хан-Джами на территории дворца, то surprise-surprise! Самая древняя мечеть Багъчасарая была возведена в 1346 году и находится на территории современного Чуфут-Кале (ака Кырк-Ер). Камни говорят, что джами позже реконструировали уже по приказу легендарного хана Хаджи Герая. И если вы никогда ранее не слышали об этой мечети, то точно видели фрагменты её стен — самое известное фото Османа Акъчокраклы, где он касается камней, как раз-таки было сделано на фоне северной стены здания. Коснуться камня, хранящего имя Хаджи Герая и отпечатки пальцев Акъчокраклы, можно и сегодня, но стен мечети вы там уже, к сожалению, не найдёте — только развалины. Джами в Кырк-Ере долгое время было "местом силы" для жителей столицы и здесь рождались смелые мечты о будущем Крыма. Только вообразите, какие виды открывались из окон джами и как разносился голос муэдзина по долине. Вау?

А чуть ниже древнего города, в святыне Гази-Мансур, находится уже более шумное место, где когда-то проходили рейвы. Ну, почти :) В местном текие (джами) на протяжении нескольких веков обитали дервиши ордена Хальвети, или, как говорили бахчисарайцы, "софулар". Как известно, молитвы дервишей — это одно из самых успокаивающих и магнетических действий. Они собирались в круг, крутили головами, исполняли свои монотонные песнопения и кружились вокруг своей оси. Ну чем вам не рейв? В старину на это событие съезжались местные со всей округи, удобно усаживаясь у деревьев перед текие. Но люди собирались не только чтобы послушать молитвы, ведь согласно поверьям, обряды дервишей помогали и излечивали больных: они приходили сюда сами, их приносили на носилках из далёких сёл и других городов, только чтобы лечь в круг дервишей и обрести надежду. Что было с людьми дальше — легенда утаивает, но крымские татары собирались тут вплоть до 1940-х годов. Наверное, неспроста? Определённо, текие на Гази-Мансуре — главное место надежды и самых искренних молитв в Бахчисарае. Жаль, что мы его потеряли.
Сейчас мы спускаем в черту Багъчасарая. Внимательно всматривайтесь в формы минаретов, окошки и стены мечетей. В их архитектурном облике хранится не только характерное умиротворение, но история развития культуры города.
Когда вы спускаетесь с гор к подножью Кырк-Ера, вас встречает квартал Салачыкъ Асма-Кую — тихий и загадочный уголок, который открывает жилую часть Багъчасарая. Здесь, среди вековых деревьев и горных пейзажей, буквально в воздухе витает вайб местной мечети, словно эхо эпох, прошедших сквозь века.

С XVI века здесь возвышалась мечеть, известная как Салачыкъ джамисы. Просторное одноэтажное здание со стойким минаретом когда-то носило статус Кебир-джами (Соборной), привлекая более двух сотен семей живших "на районе". Это место было сердцем элитного и густонаселённого района ханской столицы. На фотографиях 1900-х её былое величие кажется утраченным, но представьте себе 1500-е: это здание было одной из самых популярных и известных локаций Багъчасарая. Архитектура мечети подкупает своим минимализмом и гармонией с природным окружением. В её облике читается стиль старого Салачыка: сдержанный, без излишеств, подчёркивающий красоту ландшафта. Рядом находилось чешме — фонтан, который, говорят, был столь же утонченным, как и мечеть.
Эта часть Багъчасарая, укрытая от суеты и времени, кажется настоящим островком умиротворения в центре старой столицы. Здесь природа, история и архитектура существовали в изысканной гармонии. Нет-нет, почти не завидуем тем кто застал рассвет этого квартала и Салачыкъ джами, это просто соринка в глаз попала.
Расположенная в одноимённом квартале, Зынджирлы медресе джамисы, известная как мечеть Менгли Герай хана, — это архитектурный символ эпохи и культурный магнит своего времени. Построенная в 1508 году, всего через несколько лет после основания Зынджирлы медресе, она стала центром не только духовной, но и интеллектуальной жизни. Каждый октябрь сюда съезжалась талантливая молодёжь со всего Крыма — шумная, амбициозная и готовая изучать мир.
В стенах джами звучали молитвы юных Гераев, Гаспринских и других представителей крымскотатарской интеллигенции. А сам квартал был одновременно точкой просветительства и, немного позже, современной культуры. Говорят, здесь находился дом музыкальной звезды ХХ века кеманеджи Аппаса уста, который притягивал не только поклонников и туристов, но и влиятельных дельцов из звукозаписывающих компаний в элегантных костюмах-тройках. Вряд ли они все заходили в мечеть, конечно, но Менгли Герай её и не для них строил:)

Сегодня джами словно застыла во времени, холодная и пустая. Но камни ее стен всё ещё хранят эхо смеха, надежд и больших планов. Хочется верить, что найдётся тот, кто наполнит это место новой жизнью и впишет своё имя в историю рядом с именем великого Менгли Герая.
Маале Баба-Курт — узкий квартал, который тянется вдоль главной дороги от Кырк-Ера к ханскому дворцу, — знаком каждому посетившему хоть раз Багъчасарай. На протяжении веков квартал оставался центром городской жизни и важным туристическим ориентиром. А в XIX–XX веках он стал особенно оживлённым: здесь жили музыканты, и именно здесь создавались хиты свадебных сезонов, заполняя город звуками, ставшими неотъемлемой частью культурной памяти Крыма.
Скромные размеры квартала оставили свой след и на архитектурном ритме. Баба-Курт джами появилась лишь в 1740 году, при Селямете II, значительно позже, чем в соседних маалле. Небольшая мечеть, с кладбищем рядом, была выполнена в архитектурных традициях Салачыкъа, сохраняя гармонию с окружающей природой. И это несмотря на то, что мечети того времени наследовали уже совсем другой стиль. А вакуфе мечети включал в себя не только городские лавки, а еще и фруктовый сад в Черкез-Кермене. Это наверное была компенсация за недостаток городского пространства:)

Когда-то молитвы величайших крымских музыкантов наполняли стены джами, а их мелодии прерывались лишь эзаном. Может, у развалин столь намоленного места стоит прочитать дуа и за современную крымскотатарскую музыку?
Къадыр-эфенди джамисы — это уже забытое наследие Багъчасарая.
Возведённая в начале XVI века, джами завершала ряд самых древних мечетей Бахчисарая. В эпоху первых ханов, когда столица располагалась в Кырк-Ере, этот район считался самым отдалённым уголком города, граничащим с ханскими владениями Ханлы-Дере и огороженный стеной, которая обозначала пределы города. Мечеть была построена в период, когда Бахчисарай только начинал обретать своё лицо, незадолго до возведения ханского дворца в 1532 году.
До наших дней не сохранилось ни стен мечети, ни даже изображений, но известно, что ещё в XIX веке джами продолжала функционировать. Жители квартала даже собственными силами перестроили крышу, но дальнейшая судьба здания до сих пор неизвестна.
Район Салачыкъа завершается маалле Малич-агъа, и именно этот квартал совсем недавно был на слуху у журналистов всего мира. Здесь находится дом-музей Исмаила Гаспринского, и здесь кипела работа над изданием газеты "Терджиман". Редакция располагалась недалеко от квартальной мечети, и, учитывая круг общения Гаспринского, невольно представляешь, сколько невероятно интересных людей заглядывало в эту мечеть. Малич-агъа джамисы была построена ещё при хане Селямете II в середине XVIII века. Стоит заметить, что минарет джами выполнен в архитектурном стиле XVIII и уже отличается от плотных каменных минаретов старого Салачыкъа. Говорят, до появления Гаспринского это был довольно тихий и спокойный квартал Багъчасарая, но уже с 1890-х сюда съезжались журналисты, писатели, политики с разных точек мира, в поисках новаторских идей и бесед. Если бы стены джами сохранились до наших дней, то это небольшое здание, скрытое у скал Салачыкъа, могло бы стать уже не только местом вдохновения, но и молитв за будущее и прошлое крымскотатарской журналистики.
Джами при медресе немного выбивается из ряда квартальных мечетей, но никак не уступает им по важности. Орта-Медресе — это целый образовательный комплекс в квартале Малич-агъа, возведённый в XVII веке на частные средства мецената Табанджи Амета-агъа. Джами при медресе посещали учащиеся и преподаватели, и можно предположить, что оно было соразмерно небольшим квартальным мечетям. Орта-Медресе и сегодня стойко украшает улицы Салачыкъа, но джами было разрушено. По культурной ценности, эту мечеть можно сравнить с джами при Зынджирлы медресе — здесь также произносили молитвы самые юные представители крымскотатарской интеллигенции.
Граничащий с Малич-агъа, маалле Осман-агъа известно своей жемчужиной — Тахталы джами, и до сих пор его часто называют кварталом "Тахталы джами" (надеемся, Осман агъа не в обиде). Эта мечеть была построена в 1713 году дочерью хана Селима Герая — Бек-Султан. К слову, все дети этого хана оставили важный след в истории и культуре Крыма. Согласно названию, при постройке мечеть была (частично) деревянной, но жители прихода каждый раз били тревогу, чтобы укрепить и отремонтировать здание — его расширяли, реставрировали, обновляли крышу, и благодаря этому мечеть Бек-Султан сохранилась до наших дней. Среди узких старых улиц, ведущих к Салачыкъу, и панорамы гор величественный минарет Тахталы джами будто провозглашает нам: "Keep calm and carry on". Уже 300 лет это одно из самых умиротворённых мест столицы.
Маалле Торгай джами располагается справа от главной площади Ханского дворца. Мечеть квартала стоит чуть выше местности, известной как "торговые ряды Араста", где некогда располагались лавки и шумные мастерские ремесленников, среди которых были медники, башмачники и другие мастера. Атмосфера Торгай джами была наполнена вдохновенным покоем, который находили здесь мастера и торговцы, заглядывавшие на намаз в течение рабочего дня. Говорят, что мечеть была построена ещё в XVI веке, но документов, подтверждающих это, не сохранилось. В прошлом минарет джами был разобран, но крепкие стены здания и сегодня стоят, дополняя архитектурный ансамбль квартала.
Еще одно текие на карте Багъчасарая находилось в уединении и тишине квартала Сувлу-Коба. Эту местность напротив дворца, чуть выше Торгай джами, также в народе называли "Текие маале". Здание мечети, предположительно, было возведено незадолго до чешме (фонтанов) построенных в 1743 и 1767 годах, возле мечети. Текие, также известное как "малая молельня", служило для проведения молитв и небольших собраний дервишей. Уже в начале XIX века здесь зачастую собирались по воскресеньям, в то время как главная молитва в четверг проводилась в Соборном текие на Азизе. Как проходили эти молитвы, можно прочесть в статье: "ПОЧТИ РОК-Н-РОЛЛ: кто такие бахчисарайские sofu и как они молились". И если вам кажется, что от мотания головой есть риск словить только тахикардию, а не просветление, то стоит напомнить, что дервишы — это целая культура созерцания, поиска гармонии и умиротворения. И очевидно, Багъчасараю сейчас очень не хватает хотя бы одного текие для этих целей.
Продолжение следует.

Автор текста: культуролог Асанова Эвелина.


Для написания данного текста автор опирался на статьи ученых и исследовалетелей: Сейтумерова Ш С., Османова Э.Э. и Волошинова А.А. из сборника статей "Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар. Том 1.", статью Османова Э.Э. "Некоторые аспекты хозяйственной жизни предместья Салачик во второй половине ХIХ - начале ХХ вв.", книгу Крым : путеводитель : [В 2-х ч.] / под ред. К. Ю. Бумбера и др. ; Крымское о-во естествоиспыт. и любителей природы: а также материалы проекта YANSILAR (выпуск Нияр Максуд).


Фотоиллюстрации: сборник статей "Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар. Том 1.", фотонегативы мечетей 1920-1930-х годов из коллекции БИКАМЗ и акварель Нины Жаба найдены на площадке Pinterest, а также фотокарточка молитвы бахчисарайских софу из коллекции Гарвардской библиотеки.

Made on
Tilda