blog gazeta

Дом который всегда с тобой: учимся понимать картины Асана Бараша (qrm Asan Baraş)

Имя художника Асана Бараша - самое громкое в андерграунде. Среди крымского андеграунда тех, кто листая инстаграм видит как весь мир воспевает Сальвадора Дали и хочет также как итальянцы - открыть миру своих гениев. Так давайте начнем их открывать хотя бы для себя? Впервые заглянув во вселенную картин Асана Бараша, первое что вы увидите - дом: кирпичный, метафорический, экзистенциальный. С него и начнем знакомство.
Творчество художника Асана Бараша охватывает период с 1980-х годов - до сегодняшних дней. И чтобы нам уместиться между трехтомником энциклопедии и содержательным видео в тик-токе, давайте договоримся что вы будете глубже смотреть в картины, а автор статьи обязуется меньше шуметь об “художник имел ввиду” и “эти оттенки относят нас к юному Ван Гогу..”. А главным маяком в его творчестве для нас и станет дом - в целых трех ипостасях.
Одна из особенных историй картин Асана Бараша - переосмысление. Рассматривая его работы, вы не раз столкнетесь с тонким французским чувством "де жа вю" - будто вы где-то это уже видели. Да, наверняка. И это явно была одна из его же картин, которая написана десятилетием раннее. Неискушенный зритель скажет что-то вроде "ну это же триптих!", но мы с вами лишь тяжело вздохнув расскажем о том, что это переосмысление художником одних и тех же историй с разных временных и исторических позиций. А это редкая смелость, к слову.

И уже в первой подборке картин "Изумруд", "Розовая мечеть", "Пасущиеся барашки" мы впервые сталкиваемся с домом который символизирует землю. Для крымских татар родная земля несет в себе целый спектр эмоций, от счастливых: это корни, безопасность, традиции, опора, семья, до трагических: слезы, смерти, голод и вырванные корни. И художник очень тонко чувствует эти грани, не позволяя себе с ними играть, а лишь подчеркивает важность и роль в нашей жизни каждого из этих чувств.
название картины:
Козьяшлардан, сёнмеди чыракълар, (2020 год)
В переводе с крымскотатарского:
"От слез еще не погас огонь"

Как в новомодном тренде тик-тока "Расскажи о боли своего народа, не называя то самое слово". Ассоциации, подтексты и большие глубины - этим мастерством он владеет не хуже чем кистью. И мы бы могли пройтись по граням экзистенциализма, в попытках объяснить "Мираж", например или сделать какой-то анализ картины. Только хотите спойлер? Тут все равно все окажется сложнее.
Но что более важно, дом - это еще и атмосфера, которая нас наполняет. Это тепло родительских рук, знакомые пейзажи из окна, лица близких и даже неповторимый запах кофе, который мы вспоминаем только лишь произнося слово "дом". Только Бараш - художник того поколения, которое сначала создавало мечты о Крыме, а лишь потом увидело Крым. Поэтому для него этот дом всегда чуть-чуть сказочный и романтичный. И кажется, это даже важнее запаха кофе. Только подумайте, что может передать атмосферу лучше, чем деревья, которые как символ Бахчисарайской долины появлялись на всех европейских картинах времен ханства или дома на склоне гор, которые будоражат воображение приезжих как 500 лет назад, так и сейчас?


А глядя на его "Тойгъа" и "Музыканты", буквально создается чувство что вы параллельной вселенной и это просто скриншот крымскотатарского Диснея. Что среди этих гор спрятались принц или принцесса, а из-за ковра с музыкантами уже готов выбежать танцуя какой-то смешной персонаж. Ну, в каракулевом къалпаке, конечно же. И это создает особенную атмосферу Крыма, которые многие из нас никогда и не видели, но точно помнят из уже другого "Диснея" - made by биташка и къарбабашка.
Буюк Озенбаш, 2015 г.
Наконец, между землей и атмосферой, мы касаемся самой важной темы, того что дом - это борьба. И совсем не важно, боритесь вы с кем-то или с самим собой. Как в знаменитой видео-работе Тома Уэйтса "Hell Broke Luce", где тот на протяжении всей песни тянет за собой дом, в котором нет ничего материального, но запрятана вся летопись его жизни. Кажется, будто как и Уэйтс - Бараш тянет бремя такого старого крымскотатарского дома с разбитыми окнами, но несломленными стенами сквозь все свои картины, потому что еще не нашел надежного места, где его можно "оставить".
В этих чувствах борьбы за свой дом - художник оголен перед нами, только смотритесь в его "Гнездо", "Шалфей" и "Аллегорию". Мы видим персонаж, который развивается во времени и в каждом из трех разных периодов он незащищён и восприимчив, но чтобы не происходило - он непоколебим. Потому что этот персонаж - герой который нашел долгожданное место своего дома, но борьба продолжается . Это особенный нерв современности в работах Бараша, который невозможно описать даже сотней слов из словарей Ожегова или Усеинова.
Как заметно по множеству статей, художник не любит объяснять свои картины, мол, "пусть каждый увидит в них свое". И анализируя его работы для данной статьи, стало предельно ясно, почему их разбирать не стоит. Ведь объясняя сюжет, можно зрителя лишить особенного чувства. Это когда вы смотрите на произведение искусства и оно не об испанском кубизме Пикассо, не об украинском супрематизме Малевича, а о том что близко и понятно на уровне вашей собственной культуры. И вероятно, вы увидите в этих картинах намного больше, чем любой искусствовед.

Другие статьи блога GAZETA:
Made on
Tilda