blog gazeta
AHMEDI-ERNES SARYKHALIL: ПРИНЦИПЫ ДЕВИДА ЛИНЧА
Крымскотатарский режиссер Ахмеди-Эрнес Сарыхалил, вдохновившись книгой Линча «Поймать большую рыбу», делится с нами десятью выписанными цитатами. Каждая цитата — принцип творческих поисков, которые он дополнил собственными рефлексиями. Получился диалог, в котором общемировые принципы встречаются с крымскотатарским контекстом. Девид Линч — культовый режиссер и сценарист, создатель сериала «Твин Пикс» и классики кино «Голова-ластик».
1. Если рыба не клюёт, то вы находитесь не в том месте. Просто нужно поменять место. Даже маленькая перемена может помочь.

У меня есть любимое место на Контрактовой площади в Киеве. Там на тротуаре стоит столик, и из окошка продают кофе и все остальное. Девушка, которая там работает, уже узнает меня. Однажды, сидя там, я зачитался, на улице была отличная погода. Оказывается, ей нужно было уже закрываться, но она молчала — не стала меня беспокоить. Потом она рассказала об этом.

В следующий раз, когда я там сидел, рядом со мной начала образовываться толпа, я увидел несколько знакомых актеров. Их становилось все больше. Оказалось, в этом здании проходит кастинг. И они все ждут своей очереди. Я подумал, может прям за этой дверью меня ждут)

Мне нравится эмоциональный фон разных мест. Он всегда несет невербальную информацию. Новые чувства, ощущения, мысли.
2. Идея – это головоломка, дарящая надежду. Все начинается с простого желания. Желания часто вознаграждаются идеей.

Однажды у нас должен был быть совместный проект — однокурсников из университета и второй стороной. Мы общались по скайпу с ментором из другой страны, делились замыслами к своим короткометражным фильмам. Я сначала просто приносил фотографии. У меня не было идей. Когда проходила следующая встреча с нашим ментором, я вспомнил одну историю про то, когда я был ребенком мы использовали старые гвозди в строительстве повторно несколько раз. Я сразу сделал набросок на это воспоминание и рассказал об этом на встрече. Всем понравилась идея. Но проект не реализовался. Эту идею я какое-то время вынашивал, а потом подал на президентский грант и выиграл его. Этот фильм был достаточно успешен. Он стал моей дипломной работой и участвовал в кинофестивалях. The Nails принес мне ощущение, что я что-то могу. Как важно было тогда участвовать в проекте, делиться, общаться с единомышленниками. Хотя идея реализовалась совсем по-другому.

3. Не боритесь с тьмой, не беспокойтесь о ней. Включите свет, и темнота уйдет, отступит. Мы подобны маленьким лампочкам. Если внутри вас начинает расти благословение, этот свет — он действует на окружающую среду. Стоит работать, чтобы он горел все ярче и освещал все больше.

Тут нечего добавить.
4. Художник не должен страдать. Он спокойно переносит на полотно свои эмоции и живет дальше.

Для многих страдание — это тоже творческое состояние. И я думал, что в страданиях мое восприятие окружающего меняется. И в нем я достаю интересные мысли. В какой-то мере мой первый короткометражный фильм так и появился. Он называется «Оттепель». В нем играл мой друг журналист Тарас Ибрагимов и приятельница Татьяна Лялька. Они не были актерами. И я как раз пробовал стиль, который не несет актерского опыта. Стиль близкий к документированию.

Через несколько лет я посмотрел снова его и подумал, неужели я такой?

Все-таки себя лучше не ассоциировать со страданиями — это не лучший путь. Лучше уметь заходить и выходить в нужные состояния. Я учусь этому.

5. Когда я встретился с Анджело Бадаламенти, я ему начал рассказывать о кино, он стал сразу играть, и этот способ написания музыки мы использовали в каждом кино. (Анджело Бадаламенти композитор, с которым Девид Линч работал почти во всех фильмах)

Так получилось, что почти на все свои короткометражные фильмы и другие работы мы писали музыку, и всегда это было по-разному. Зачастую на большом расстоянии. Например, для фильма «Love» писал музыку Стас Кононов из Харькова. Мне повезло, что был карантин, и некоторым профессионалам было нечего делать. Были отменены какие-то мероприятия. И было время для того, чтобы найти нужный звук и настроение. Конечно, все онлайн. Вся музыка в кино строилась на одной электрогитаре. Мы долго подбирали эффект ее звучания, уделили этому больше, чем думали о самой музыке:) Конечно, нашли нужный звук, и я был предельно доволен.

Когда ты пишешь музыку для кино, то кино уже на стадии завершения, весь путь, который может длиться год или годы, уже пройден. Это всегда трогает.
6. Кино — это не просто слова, музыка. Это целый ряд элементов, создающих нечто новое из пустоты. Я создаю мир — опыт, который люди никогда не получат и не увидят.

Тут нечего добавить. Мир каждого из нас особый, такой, каким мы его видим. Кому-то удается его перенести в кино, в музыку или выразить иначе. Это счастье.

Пока мой опыт складывается так, что я пробую в кино создать реальность, не совсем похожую на жизнь. Но с каждым разом я делаю шаг на встречу себе.

В последнее время я обращаю внимание на архитектуру, скульптуру. Как из одной человеческой мысли рождается пространство. Конечно, по велению Творца. Но кино — это другое, к нему не прикоснёшься. Кино может существовать только в течении времени, только проживая свою жизнь вместе с ним.
7. Когда вы ныряете вглубь, вы видите самого себя. И испытываете настоящее счастье. Это чистый огромный океан.

Однажды, когда я жил в Севастополе и был студентом, ходил на все, что связанное с саморазвитием. В тот момент я зашел на медитацию, которую проводили очередные учителя, мнящие себя гуру. Я так думал. Но я все равно решил попробовать с ними помедитировать. Они пели под гитару и медитировали. Я узнал в этой музыке песню Виктора Цоя «Звезда по имени солнце». Но вместо слов Цоя они пели мантры на санскрите. Меня это очень забавляло, но я продолжал петь вместе с ними. Когда я вышел оттуда, я не совсем понимал, где я нахожусь и куда нужно идти, чтобы попасть домой. Все пространство вокруг выглядело иначе, чем я привык видеть. Как будто я нахожусь в другом городе. Через некоторое время я очухался и пошел в общежитие. Состояние было отличное.
8. Когда вы медитируете и чувствуете блаженство, боль отступает.

Мне нравится легкий бег или другие повторяющие физические упражнения. Это тоже хороший способ войти в легкий транс. Просто иногда нужно оградить себя от постоянного роя пчел в голове. Намаз, зикры — это тоже своего рода медитация, после которой становится легче, и яснее картинка.

9. Я просто делаю то, что мне нравится, и никогда не заглядываю вперед.

В какой-то мере это эгоизм. Делать то, что заблагорассудится, наверное, во мне это есть. Но наперед все-таки я заглядываю, еще как :). Мне больше нравится японский принцип, который называют икигаи — условно говоря, это здоровая страсть. Сейчас я пробую себя в рекламе, пишу одну идею для конкурса. Я вижу, что будет не просто ее реализовать. Но главное сейчас пройти в шорт лист с идеей. Дальше увидим. На данном этапе икигай я испытываю, когда оформляю заявку на участие в конкурсе, чищу морковь для плова и радуюсь лайкам в инсте)

10. Оставайтесь верным самому себе. Не отказывайтесь от хороших идей. Не принимайте плохие. Медитируйте и прорастайте счастьем и интуицией. Люди начнут предлагать вам деньги.

Книга: Девид Линч — «Поймать большую рыбу: медитация, осознанность и творчество» (англ. Catching the Big Fish):

Подсесть на крымскотатарский кинематограф можно тут: Sarykhalil_studio

А оставить лайки режиссеру тут: Instagram
Made on
Tilda