blog gazeta
Seid Abdulla Özenbaşlı: искусство, скандалы, пожар
Сеит-Абдулла Озенбашлы — один из самых громких и провокационных голосов крымскотатарской интеллигенции ХХ века. В дальних селах он был известен как скандальный драматург обсмеивающий религию, а жители столицы видели в нем мецената и преподавателя традиционной каллиграфии. Он резко высказывался о проблемах общества и создал новый курс крымскотатарского искусства. Чего еще мы не знаем об этой знаковой личности?
Вторая половина ХIX века — это период застоя крымскотатарского общества, когда одни не признавали ничего кроме религии, а другие, все свое свободное время занимали азартными играми и сплетнями. Тогда, весь нерв происходящего был сосредоточен в кофейнях «Авропа» и «Чубук», где собирались главные культурные революционеры будущего. Одним из них, был Сеит-Абдулла Озенбашлы — молодой предприниматель, который благодаря самообразованию и неплохому чувству юмора, раз и навсегда изменил старые устои.

Большинство единомышленников и друзей Озенбашлы, получали образование в Европе или Турции. Он же, закончил обычную местную школу и многие предметы изучал самостоятельно. Благодаря своим знаниям, с ранних лет работал счетоводом в известном торговом доме и писал статьи для только появившегося Терджимана на крымскотатарском, арабском и русском языках. Позже, он открыл торговую лавку и свою ремесленную мастерскую, где обучал детей и подростков. Одним из главных увлечений писателя была вышивка и шитье, а многие современники, писали о его неповторимых левха (каллиграфическая роспись) и знаниях фольклора.
Поэзия и журналистские статьи Сеит-Абдуллы Озенбашлы, освещали социальные проблемы крымских татар и быт. Он поднимал темы, о которых было непринято и постыдно говорить, а вскоре, увлекся театром и создал общественный резонанс.

Хозяева жизни, одетые в соболя,

Они не знают ни нужды, ни жалости.

Сунув руки в карманы, идут,

Не глядя на нищих и нуждающихся.

отрывок из поэзии С.А.Озенбашлы

Пьеса «Olacaqqa çare olmaz», была написана Озенбашлы в 1900 году и стала дерзким вызовом консервативному обществу, утопающему в фольклоре и схоластике. Она стала первой пьесой крымскотатарского автора, после падения Крымского ханства. Главные герои, слепо следуют привитым обществом нормам и верят в то, что человек ничего не может изменить, а должен следовать всеподчиняющему символизму и судьбе. Это было распространненой позицией в народе и откровенно смешило писателя. Собрав бесконечные обряды, обычаи и верования в один текст, он наглядно представил тонкую грань их абсурда.
«Сюндюс, мать невесты, поочередно развязывая многочисленные узлы с подарками для жениха и его родственников, перечисляет: «Это матери, это отцу, это дяде по матери, это дяде по отцу, это тете, это другой тете, это его начальнику, это их пастухам, это батраку, а здесь свату».

цитата из пьесы «Olacaqqa çare olmaz»

Постановка пьесы была представлена на только открывшийся сцене бахчисарайского театра и оказалась на первой полосе местных газет. Кроме того, что пьеса резко и комично отображала проблемы крымскотатарского общества, одну из главных женских ролей сыграл сам Сеит-Абдулла Озенбашлы, переодевшись в женский антер. Публика отчаянно забрасала сцену помидорами.
После премьеры, в ремесленной лавке драматурга разразился пожар. Сегодня невозможно представить, какую долю осуждения и ненависти получил, до этого, уважаемый в обществе писатель. Однако, ситуация достаточно быстро была забыта, благодаря тому что вскоре, уже его друзья создали новый скандальный инфо-повод — впервые вызвав на сцену крымскотатарского театра женщину. Спустя несколько лет, «Olacaqqa çare olmaz» стала самой популярной постановкой в Крыму и получила известность за его пределами. О ней знали и говорили все современные путешественники, художники и писатели приезжающие на полуостров.

Писатель любил говорить правду, потому все его высказывания резки и саркастичны. Вчитавшись в прозу и поэзию Сеит-Абдуллы Озенбашлы, легко заметить, что за всем этим скрывалась большая боль к происходящему вокруг.
«О, позор! Вам совсем не стыдно, и вы еще ищете себе оправдание. Почему крымскотатарскому народу необходимо отправляться в эмиграцию? Мой дорогой, почему ты уезжаешь в чужие земли? То, что ты делаешь, не назовешь мужеством!»

Цитата из пьесы и поэзия, приведены в переводе Л.Юнусовой из блога «Карта мира: Крым» — доступ по ссылке

Made on
Tilda