blog gazeta
Появится ли крымскотатарская музыка в трендах Spotify?
В этой статье не будет интриг и лести, поэтому давайте сразу проспойлерим и успокоим себя, ответив на заглавный вопрос: "Нет, наша музыка никогда не появится в трендах Spotify". Обидно? Да, нам тоже, особенно понимая что в целом как народ с многовековім музыкальным наследием мы могли бы и репчиком (читай: чинларден) в тик-токе побатлиться и любое талант-шоу вроде "The Voice" взять уникальным фольклором. И зная все это, все чаще всплывает в голове вопрос: Так где же, черт возьми, случился наш "поворот не туда" и мы попали в этот страшный сон Зейнеп Люмановой и Юнуса Кандыма? Давайте хоть разберемся, что ли?
Мы обещали говорить без интриг и сложностей, поэтому начнем разговор с нескольких занудных абзацев, которые раскроют суть проблемы современной культуры, а потом имея фундамент разговора уже окунемся в хард-роковый формат перехода на личности, ок?

Не так давно, в мировой культуре случился довольно громкий случай. В одном из промо-интервью актрисе Дженне Ортеге (известна по роли Венздей в одноименном сериале Нетфликса), журналистка сказала что она достаточно "латина". Учитывая что Ортега . И часто выходя в публичное простраство в Крыму мы сталкиваемся с публичным осуждением того, что мы "недостаточно крымскотатарские" из-за плохого владения языком, незнания базовых традиций, \\. Однако, крымскими татарами нас делает ни что иное как "самоидентификация" и каждый из нас достаточно крымский татарин если таковым себя считает. И все мы достаточно "крымские татары".

И будучи крымскими татарами, мы ищем пути самовыражения в своей культуре используя многовековое наследие и наверное стремимся оставить свое слово, свой след в ней. В целом, это измерения "крымскотатарскости" и "латиности" свойственен народам и культурам


В феврале 1918-го Номана Челебиджихана убивают, а крымское правительство свергается лидерами новообразовавшейся Советской Республики. Гаспринская с детьми выезжает из Крыма к мужу. В Баку она приезжает уже в статусе первой леди - за несколько месяцев до этого, Насиб Усуббеков становится главой правительства Азербайджана. Следующие два года она посвящает семье и занимается педагогическим училищем в Баку. Однако, уже в 1920 году, демократическое правительство свергают, а Насиб-бека расстреливают.

Шефика с детьми выезжает из Азербайджана в Османскую империю, где в это время идет война за независимость. Она останавливается в Стамбуле и все свое время посвящает благотворительности. На протяжении 10 лет она занималась сиротским приютом, работала в "Красном полумесяце" и помогала беженцам, а также принимала активное участие в жизни крымскотатарской диаспоры. Будущее Крыма и крымских татар занимало все ее мысли.

Тем временем, выпускницы училища, которое возглавляла Гаспринская, создали в Акъмесджите рукописный журнал под названием "Ненкенджан" что продолжал философию Alem-i nisvan. На сцену главного рупора современности - крымскотатарского театра - вышли девушки, юная Сабрие Эреджепова преподает в сельской школе Тав-Бодрак, а Асие Эмир-Заде снимается в главной роли в полнометражном фильме "Алим". Шефика узнает об этом из газет и писем брата. Все эти события становятся результатом ее многолетней работы и стремлений, но потерявшие духовную и демократическую основу - вызывают не радость, а переживания.
В 1930 году, Шефика создает в Стамбуле Союз крымскотатарских женщин и все свои силы фокусирует на диаспоре, с болью наблюдая за событиями в Крыму. Так проходят следующие 45 лет, а в 1974 году Гаспринская умирает.

Ее похоронили на кладбище Зинджирликою в Стамбуле. В Крыму, одной из самых известных женщин наряду с Джанике ханум и Нур-Султан, дочери великого просветителя - Шефике Исмаил къызы Гаспралы, все еще не поставлено ни одного памятника, памятной доски в учебных заведениях или мемориальной. Однако, спустя 100 лет крымскотатарское общество все же стало таким, как она и мечтала.

Для написания данного текста автор опирался на статьи ученых: Абдульваапов. Н. Гаcпринская Шефика / Деятели крымскотатарской культуры (1921—1944); Абдуллаева Г. Женский мир Шефики Гаспринской; Ганкевич В. Ю. Роль И. Гаспринского и его семьи в развитии народного образования среди крымскотатарских женщин на рубеже XIX—XX веков; Керимов Т. Культурно-просветительская миссия крымскотатарской периодической печати в Крыму (1883-1944); Яблоновская Н. В. «Женский вопрос» на страницах изданий И. Гаспринского и его влияние на развитие крымскотатарской журналистики начала ХХ в..


Автор статьи: культуролог Асанова Эвелина.

Made on
Tilda