blog gazeta
DİVAR İLÂNI: персональная выставка Асана Бараша в музее ZOLAMAN.
Работы современных художников — это не только эстетическое переживание, но и важный комментарий к текущей эпохе. Одним из ярких представителей современного крымскотатарского искусства является Асан Бараш. Его персональная выставка в частном музее Айдера Халилова "Zolaman" не только открывает зрителю уникальные произведения, но и создает пространство для культурного диалога. Это событие, которое длилось всю осень и уже совсем скоро завершится, оставив за собой глубокий след размышлений и эмоций. Предлагаем поговорить о нем и рассмотреть как целое явление в нашей культуре.
Почему нам легче восхищаться классиками, но сложно разглядеть гений близких по духу современников? Работы таких художников как Рафаэль, Микеланджело или Ван Гог, неизменно вызывают восторг публики. Их гениальность стала неоспоримой благодаря времени, признанию и культурной памяти, которая поддерживает их имена на протяжении веков. А вот, чтобы увидеть в творчестве современника подлинный гений, нужно иметь особое чутье — умение чувствовать, думать и видеть за пределами очевидного. В программке к выставке современных художников, никто не подскажет что работы одного — лишь акт популизма, а в картинах другого заложена квинтэссенция нашего времени [эпохи]. О них еще не написано тридцати пыльных томов и не проведено сотен конференций с невкусным кофе в перерывах.

Выявление самых ярких талантов — неотъемлемая часть истории искусства, и она всегда была тесно связана с деятельностью меценатов и коллекционеров, которые стремятся поддерживать и развивать культуру своего народа.

Именно благодаря этим людям мы знаем имена величайших классиков. Стоит заметить, что Рафаэль и Микеланджело творили в расцвет меценатства, когда искусство было тесно связано с поддержкой и прославлением культуры. Ван Гог, напротив, жил на переломе эпох, создавая полотна, которые остались не признанными при жизни, но стали основой искусства XX века. Был ли он исключением? Вряд ли. Его гений получил признание — пусть несвоевременно и посмертно — благодаря искусствоведам и коллекционерам способным это понять. Хотя, конечно, нищету и одиночество, вряд ли это можно счесть "бонусом к гениальности".
В эпоху цифровых технологий границы искусства стираются, и художники выходят на прямой контакт с аудиторией через социальные сети, превращая свои профили в виртуальные галереи, наполненные актуальными трендами и отголосками современной культуры. Искусство становится неотъемлемой частью повседневной жизни: люди, как когда-то аристократы, стремятся украсить свои пространства картинами, которые одновременно эстетичны и понятны. А ужинать, разглядывая абстрактный экспрессионизм, — новый способ взаимодействия с искусством.

Но за блеском поп-культуры, всегда скрываются мастера, чьи работы становятся уверенным голосом времени и неотъемлемой частью культурного дискурса эпохи. В крымскотатарском искусстве за последние полвека сформировалась плеяда мастеров, которые с пронзительной точностью исследуют вопросы национальной идентичности, корней и их переосмысления в контексте современности. Их произведения — это не просто декор для стен; они требуют пространства, подобного «белому кубу», где каждый зритель может встретиться с их искусством наедине, готовый к глубоким размышлениям о прошлом, настоящем и будущем.

Один из таких художников — Асан Бараш. Этой осенью, в частном музее Айдера Халилова Zolaman проходит его персональная выставка — событие камерное, но глубокое. Без громких афиш и светских приемов, только работы, способные мгновенно захватить внимание и остаться с вами надолго.

Творчество Асана Бараша — важная часть нашего культурного кода периода «Возвращения». И сейчас, он продолжает свое исследование болей и надежд крымскотатарского народа. Хорошая техническая школа, знания истории искусств и эмпатичность, помогли сформировать ему свой запоминающийся аллегоричный стиль, влияние которого уже просматривается в новых поколениях. А сюжеты его полотен — это не декларация, а приглашение к диалогу, процесс исцеления и поиска себя. Готовы ли мы как зрители, выйти за рамки привычного и позволить этим картинам задавать вопросы, которые заставят взглянуть на мир иначе?

Персональная выставка, будто продолжает постоянную экспозицию работ Бараша в одном из залов музея. Только теперь они обрели масштаб и глубину повествования достойную галереи современного искусства. Таким образом, на короткое время, коллекционер Айдер Халилов создал пространство, где собраны фундаментальные работы художника доступные для широкого зрителя. К тому же, это уникальная возможность и для начинающих художников - увидеть оригиналы, погрузиться в глубину замысла и ощутить "живую" энергию полотен.


Экспозиция организована так, чтобы зрители могли размерено прогуливаясь по залам познакомится с работами художника и прожить с ним разные этапы творчества. Грамотное оформление помогает перейти от ярких первых впечатлений к полотнам со сложными аллегориями и это хорошо уравновешивает эмоциональное состояние. Ведь порой, погрузившись в сюжет одной картины, сложно сделать шаг назад и не упустить что-то важное в других.

На выставке представлены произведения из собрания музея и личной коллекции мастера, включая новые работы и уже знакомые зрителям шедевры, среди которых особенно хочется выделить неповторимый «Мираж». Эта картина - как будто предсказывает тревоги нашего времени, приглашая иначе взглянуть на себя и свои корни. А как бы вы интерпретировали «Мираж»? Остановитесь и взгляните на него вновь — возможно, для вас эта работа откроется в более личном ключе, став частью и вашей собственной истории.

Самого же художника, невозможно встретить на светских мероприятиях, даже если это его выставка. Он никогда не объясняет свои работы и не пытается представить их на суд зрителя. В своем творчестве он очевидно сам — судья и демиург. Однако, лишь однажды поговорив с ним, его личность поможет дополнить недосказанности произведений и, пожалуй, собрать воедино образ современного крымскотатарского sanaatcı.
На изломе исторических событий, такая выставка выглядит как событие, к которому будут отсылаться в будущем. И само дело Айдера Халилова, явление довольно уникальное для культуры народа на территории пост-советского пространства. Разумеется, у нас всегда были и есть ценители искусства, но этот публичный акт признания и поддержки — история совсем иная. Как культурный деятель и коллекционер, Халилов сумел отказаться от навязанных обществом предрассудков, что нишевое современное искусство — рисковое вложение и раскрыл его для массового зрителя. Что, конечно, сделало его коллекцию еще более ценной.

Сложные работы современных художников — это не только эстетическое переживание, но и вызов для зрителя. Искусство должно провоцировать на размышления, вдохновлять и формировать культурный контекст. Выставка Асана Бараша — редкий пример того, как художник и коллекционер вместе создают пространство для этого диалога.

До окончания выставки осталось всего несколько дней. Не упустите шанс стать частью истории, которая творится на наших глазах.


Материал не спонсирован и выражает личное мнение автора.

Автор статьи: культуролог Асанова Эвелина.


В статье использованы фотографии работ художника и кадры с фотосессии Бейе Шевкиевой для бренда URBÁÑ (модель: Эльвина Асанова) в локации залах музея Zolaman.

Made on
Tilda