Анализ.
MÜPTELÂ - это фильм про нас с вами. И несмотря на то, что главных героев всего двое - биташка и внук, в нем раскрываются сложные вопросы морали и самоидентификации всего народа. Звучит как большой сюжетный перевес для короткого метра, но нам предлагают большой набор подтекстов и искусно расставленных акцентов современных нарративов и за этот прорыв хочется пожать руку режиссеру.
Не поймите неправильно, у нас успешно работают подтекстами в андеграунде, но так чтобы на публику показать доску с объявлениями и не объясняя на пальцах предысторию, позволить зрителю самому понять в чем проблема - это впервые:)
И говоря о подтекстах, давайте вспомним кто у нас в создателях? Режиссер фильма - Эльмар Аблаев. Его имя знакомо многим из культурной среды полуострова, но может быть свежо для нового поколения зрителей. Перед нами театральный режиссер и актер, имеющий большой кино-опыт на съемочных площадках десятка (а то и сотни) фильмов в качестве помощника режиссера, второго режиссёра и также кино-актера. Но самое интересное тут, что это его режиссерский дебют.
Команда, которая собралась за кадром с CANLI Production - это профессионалы, которые снова сели "за парты" и пробуют новые форматы. Это чувствуется, потому что если вы проведете этот фильм по методичке "как правильно снимать кино" - галочки будут на всех пунктах. И важно отметить (хотя бы къавешкой) что это плюс, потому что мы наконец начинаем погружаться в глубины и делать не "на глаз", а по правилам и структуре. А значит - становимся конкурентоспособными.
К тому же, за последние 30 лет крымскотатарские операторы сняли такое количество "голливудских мелодрам" на свадьбах, что если сценам с дронами и приглушенным светом придать немного смысла - вырисовывается целая "крымскотатарская школа операторства". Поэтому, с классным авторским составом и красивой картинкой, за эти 15 минут вы и не вспомните что смотрите кино "местное".
Думать об этом вы будете только первые 5 минут, на первой сцене в ресторане. Кто-то осудит этот фрагмент, кто-то посмеется и словит facepalm, но многие согласятся, что это был просто набор стереотипов, который принижает всю остроту идеи. В герое мы и так увидим множество минусов, зачем туда еще добавлять плохой вкус?
Фильм начинает работать с нами как со зрителем с сильной и отрезвляющей сценой драки, где очень ёмко раскрываются проблемы героя - Эрнеста, который имеет большую страсть к зарабатыванию денег и это приводит к нехорошим намерениям и действиям. В сюжете идет противопоставление тех адетлер, которым его учила бабушка и тем, во что его превратило общество. И биташка тут предстает не "полицией нравов", а символом пережитого прошлыми поколениями, ради того, чтобы он имел свободу быть собой.
Это собирательный образ кризиса современной культуры, который отображается не только в диалогах, но и в деталях. Нам раскидали паттерны близкие каждому зрителю: большой дом в одном из микрорайонов, биташка с Кораном и марамой, недопонимание поколений и вечный вопрос семейных ценностей. Все это как будто отзеркаливает нас настоящих, позволяя взглянуть на себя со стороны. Даже актеры подобраны так, что не утяжеляют историю, а лучшем стиле Голливуда - самую тяжелую драму делают полу-сказочной. И особенно важным стало то, что главную героиню сыграла известная художница Зарема Трасинова, которая смогла отобразить в своем персонаже биташку, будто сошедшую с полотен ее картин.
На этом моменте, мы могли бы порассуждать о том как развивается главный конфликт фильма, но то ли это пост-продакшн, то ли пробелы в сценарии, так и не позволяют нам до конца прочувствовать важность момента. Во флешбеках мы увидели обычную крымскотатарскую семью, которая заплатила большую цену за возращение на Родину, но спустя пару десятков лет, их старания размениваются на монетки. Только в основном сюжете, история как будто соткана из разных лоскутков, а не отобразила в себе персонажа, в котором мы бы узнали парня с нашего микрорайона. Как далеко не глупый зритель вы примите и поймете героя, но переживать за него вряд ли будете. А это было бы неплохо для событий, которые будут происходить дальше.
Потому что мы подходим к кульминации сюжета - катарсису, который по всем законам данного жанра происходит через духовную составляющую. В данном случае - религию. Для авторов, это была лотерея на удачу: развернуть такой сложный сюжет в сцену, которая будет отзываться каждому зрителю. И что ж, тут совпали все номерки. Грехопадение, полумрак, крик души понятный каждому и подтексты, прочесть которые удастся не всем с первого раза. В один миг границы осознания и принятия пали. Зритель и герой остались один на один для откровения. И как только Эрнест сел у воды и поднял правую руку, а ваш "культурный код" сработал и вы затаив дыхание поняли что сейчас произойдет - в этот самый момент произошел катарсис, а мы стали свидетелями того, как крымскотатарский режиссер состоялся в своей профессии.
Этот фильм был дебютом для многих его создателей и обсуждая его с близкими, вы отметите много "швов", будете жаловаться на звук и неудачные склейки, но это нормально и такие технические вопросы исчезают только с практикой. Главное, что вы вряд ли ограничитесь фразой "ну нормальный фильм", а это значит что в MÜPTELÂ есть то, что можно обсудить и о чем поразмыслить. И это определенно zafer. Ведь кино - это не про костюмированную постановку, а про смыслы.