blog gazeta
5 художников, которых мы должны знать
Акварели, пастели и графика - эти слова становятся все чаще предметом споров, нежели осмысления. В современной крымскотатарской культуре, художники до сих пор остаются непонятыми и глыбы их мыслей и рефлексий, которые могли бы стать спасательным кругом для народа - уносит на большие глубины, но в одиночестве. В этом тексте мы собрали имена пяти художников, что захватывают зрителя с первого взгляда. Они мастера старой школы, но будоражат своей откровенностью и смелостью и сегодня. Их холсты - это манифесты и история, а в будущем, станут еще и главным наследием крымскотатарской культуры XXI века. Давайте знакомиться?
Алим Усеинов
Художник

Алим Усеинов - последний романтик крымскотатарской культуры и каждый раз, издалека подходя к его полотнам, вы готовитесь принимать свежесорванный букет цветов, но он с улыбкой вручает вам антологию французской философии. Галантно скрепленную небесно-голубой лентой, конечно же.

В этих полупрозрачных горизонтах, почерк сложного и смелого автора и возможно, это не то к чему привыкли мы - зрители, балованные южнобережными пейзажами.

Его работы невесомы, но за ними он оставляет тома предисловий. Позволяя зрителю вместе с ним познавать всю палитру окружающего мира, а не просто смотреть на фрагменты. Наверное поэтому, на выставках крымскотатарского искусства, появляется ощущение, будто его работы по ошибке завезены сюда из какой-то новомодной лондонской галереи.
Асан Бараш
Художник

Имя художника Асана Бараша - одно из самых известных в культурной среде. А его картины - отдельная вселенная, которая заслуживает особого признания и наследования. Это художник того поколения, которое сначала создавало мечты о Крыме, а лишь потом увидело Крым. Наверное поэтому, он пишет полуостров всегда чуть-чуть сказочным и романтичным.

Герои его картин развиваются во времени и в каждом новом периоде его творчества, они незащищены и восприимчивы, но чтобы не происходило - непоколебимы и тесно связаны с родной землей. И это особенный нерв в работах Бараша, который невозможно описать даже сотней слов из словарей Ожегова или Усеинова.

Глубокие посылы картин художника, раскрываются только перед вдумчивым и осознанным зрителем. И вероятно, вы увидите в этих картинах символизма намного больше, чем любой искусствовед.

Мы писали о нем отдельный текст. О метафорах и осмыслениях - Дом который всегда с тобой: учимся понимать картины Асана Бараша (qrm Asan Baraş)

Зарема Трасинова
Художница, книжный график

Работы мастера кисти Трасиновой - это классика, которую наша культура заслужила и выстрадала. Это высокое искусство, которое бьет по тончайшим струнам чувств и вы словно турист у полотен великого Ренессанса - запоминаете каждый неповторимый штрих. И в то же время, это мягкость и певучесть каждого изображенного персонажа, о которой ренессансные идеалисты и мечтать не могли.

С первого взгляда, ее картины воздушны и легки, но в них сосредоточен такой нерв, доводящий зрителя до кома в горле. В нескольких штрихах карандаша, она рассказывает историю, которую удастся уместить лишь в десятках книжных томов.

И потому ее стиль неповторим, ведь еще никому не удавалось изобразить так изящно и живо все культурные коды крымских татар, как это делает Зарема Трасинова. Она пишет легко и вдохновенно, будто все сюжеты списаны с натуры и эти богатейшие сады, уютные старые комнаты и лица она подсмотрела в недавнем путешествии в прошлое.

Ренессансные художники современники первый Гераев только будоражили общественность они в центральной и северной Европе.
Рамиз Нетовкин
Художник

Городская атмосфера старого Крыма, навеки закупорена в работах Рамиза Нетовника. Лишь однажды увидев его графику - вы запомните ее и будете узнавать из тысяч.

Он будто ученик средневековых мастеров - зарисовывал природу так, чтобы передать поколениям в миру, где еще нет всех этих фотокарточек. И это все настолько канонично по форме, но свободно в исполнении, что по тончайшим деталям его пейзажей можно уловить тот особый трепет вековой культуры. А однажды собрав десяток его работ в слайд-шоу, вы сможете отправиться в путешествие по полуострову. И гид в лице Рамиза Нетовкина, не даст вам упустить ни одну важнейшую деталь аутентичного Крыма - с правильной высотой минаретов, линиями старых дюрбе и архитектурой сел.

И даже палитра акварелей художника имеет свой неповторимый голос. Если бы черно-белые фотокарточки старого Крыма все же имели цвет, то он непременно был бы таким по-юношески ярким и противоречиво сдержанным. Как и вся крымскотатарская культура.

Исмет Шейх-Заде
Художник, исследователь, куратор

А если придётся представлять крымское искусство на каком-нибудь громком биеннале, то тут нет равных художнику Исмету Шейх-Заде. Он был создан, чтобы стоять в одном ряду с каким-нибудь Дэмианом Херстом* и устало взглянув на рыб в формальдегиде того, эпатировать публику своим таинственным обрядом из крымских степей.

Искусство художника очень свежо, провокационно и масштабно. Он творит так, как будто за его спиной стоит сам Хаджи Герай и нашептывает что "Крым - это центр мира и его могущество должно быть в каждой твоей работе". И этот манифест он ведет как тысячное войско для защиты своего полуострова, как и завещали Гераи.

Именно эта внутренняя свобода и культурный бэкграунд, ставит его выше даже того же Херста. Потому, пока все современные художники осторожно заигрывают с искусством прошлого, Шейх-Заде смело говорит с ним на "ты" как наследник одной из богатейших восточно-европейских культур.

Дэмиен Херст - наш современник, немного скандальный и китчевый, но один из самых дорогих художников мира.
Made on
Tilda