blog gazeta
ALIM: как снимали фильм в 1925 году
Фильм "Алим" - это одно из самых громких кино-событий прошлых 20-х годов. Премьерные показы этого фильма происходили в Киеве, Париже, Берлине и Москве. А над самим фильмом работала сильнейшая крымскотатарско-украинская команда: сценарий Николая Бажана (ученик Л.Курбаса), по пьесе драматурга Умера Ипчи (директор Крымскотатарского театра), а в главной роли был народный артист Хайри Эмир-Заде. И еще одним звонким именем в их ряду стал Усеин Боданинский - директор дворца-музея и искусствовед. Его работой должно было быть соблюдение культурных особенностей XIX века, а стало спасение этой картины от кадров, где стол с софра используют как стул для сидения. И также в перерывах он принуждал людей бросаться в известковый раствор. Зачем? Давайте у него и узнаем!
Дневники Усеина Боданинского, 1925 год.
Для данной статьи оригинальные записи отредактированы: дополнены сокращения и убраны записи не касающиеся съемок фильма
13 октября — 25 октября Приехал в дер. Орталан. Начал работать. Был в Ай-Серезе, Капсихоре и Ускуте. Собирали материал для сценария «Алим».
26 октября Приехал вместе с кино-экспедицией в Ялту. Поселился в гостинице «Орианда».
27 октября Начал работать на кино-фабрике по постановке сценария «Алим».
7 ноября Работаю на Кино-фабрике ВУФКУ. Нарисовал все татарские и русские костюмы для сценария «Алим». Участвую в выполнении 36 павильонов:
1) изба Бекира, 2) кофейня, 3) кабинет и спальня Ибраима Мурзы и проч. Архитектор кино-фабрики — Р. Шарфенберг.
11 ноября Утром переехал на фабричную квартиру в Ялте — Севастопольская ул., д. 7а, кв. Вальтер. Продолжаю работать на кино-фабрике. Сделал эскизы павильонов: 1) веранда Ибраима Мурзы, 2) зал в доме Ибраима Мурзы для сценария «Алим» и все архитектурные детали. Все передал архитектору Р. Шарфенбергу.
19–20 ноября Совместно с Шульманом покупали материал и заказали изготовление русских костюмов и военных мундиров по моим рисункам для сценария «Алим».
21 ноября В 2 часа дня приехал в Бахчисарай и начал вместе со Столярчуком подготовку съемки сценария «Алим» на кожевенном заводе в Сырлы-Чешме.
22 ноября Приехала группа кино-экспедиции во главе с тов. Г. Н. Тасиным.
23 ноября Снимали целый день кадры на кожевенном заводе в Сырлы-Чешме. Договорились со всем рабочим коллективом в 15 человек на заводе. Всех одели в тогдашние костюмы и использовали на 19 кадрах. Играл Алим (Хайри). Рабочий, играющий старшего мастера, по ходу действия должен был после удара, нанесенного ему Алимом, упасть в яму с известковым раствором. Так и сделали. Была холодная, хотя и солнечная погода после осеннего дождя, и рабочего за вознаграждение в 30 р. еле удалось уговорить на такой эксперимент. Съемку всех кадров на кожевенном заводе производили с электрическим светом: для этой цели заарендовали электрическую энергию с утра до 4 час. вечера, а с собой были привезены осветительные приборы.
26 ноября В 10 час. утра вместе с администратором группы по постановке сценария «Алим» тов. Столярчуком выехал на автомобиле в Ялту. Как раз попали на съемку кадров «Алим» в тюремном коридоре. Я немедленно приступил к работе, приняв участие в съемочных работах. В командировку по распоряжению директора кино-фабрики тов. Нечис прибыл с 15-го по 26-е ноября включительно.
27 ноября Продолжались съемочные работы в павильоне на кино-фабрике. Снимали картины «внутри тюрьмы», выяснилось, что за мое отсутствие допустили ряд исторических и бытовых неточностей. Вместо солдатских кокард и в верхней части фуражек тюремным надзирателям нацепили кокарды типа офицерских и в средней части фуражек, вместо штофа с водкой допустили современную бутылку. В декорациях — тоже целый ряд отступлений. Архитектор фабрики т. Шарфенберг в порядке спешности и дешевизны павильонов допускает большую халтуру. Я указал на все эти недочеты. Приехал Предправления ВУФКУ в Харькове тов. З. С. Хелмно.

28 ноября В присутствии предправления ВУФКУ тов. Хелмно был просмотр в проекционной фабрики заснятых частей картины «Алим». Снимки в павильонах: 1) изба Бекира, 2) кофейня, 3) тюремный коридор
[—] помимо недочетов в художественном отношении изобилуют историко-бытовыми ляпсусами. За время моего отсутствия из Ялты режиссура допустила очень много грубых историко-бытовых ошибок:
а) в избе Бекира над «оджаком» на полке горит «плошка» (?)
б) в избе собираются, как на базаре, на ногах и сейчас же уходят (?)
в) в кофейне на первом плане горит с дымом (?) мангал
г) среди других сцен сидит человек (?) на столике, покрытом софра и в деревянной ступке толчет кофе и слишком быстро (?)
д) при появлении исправника с казаками все встают и некоторые в постолах наступают на миндеры (?) — матрасики.
Все это настолько расходится с бытом и темпом жизни татар середины XIX в., что может совершенно обесценить картину. Я буду настаивать перед дирекцией на том, чтобы переснять эти сцены в павильоне, иначе дело гиблое. Тов. Хелмно тоже указал, что павильоны неудачные в художественном отношении.
1 декабря Начали съемки сценария «Алим» (картины в кабинете и спальне Ибраим Мурзы). Начал вместо оператора М. Бельского работать оператор-немец Майнц.
2 декабря В павильоне на кино-фабрике происходили ночные съемки сценария «Алим». Продолжались с момента подачи электрической энергии на фабрику — с 1 ч. ночи до 9 час. утра. Снимались кадры предыдущие. Назначенные после 3-х часов перерыва дневные съемки в 12 часов не состоялись за неподачей на фабрику электро-энергии.
3 декабря В ночь со 2-го на 3-е декабря происходило продолжение ночных съемок (кадров и сцен в спальне и кабиннете Ибраима Мурзы). Работали мы (Тасин, Томский, Боданинский, Алексеев, Шарферберг, оператор … Хайри) Смещен по предложению Тасина администратор группы Столярчук. На его место назначен Немировский. Заявил режиссеру Тасину и директору кино-фабрики, что сцены «в избе Бекира» и «Кофейне» ввиду массы бытовых ошибок нужно переснять иначе все будет погублено. С моими доводами согласились.

4 декабря Целый день ливень. Я был вызван дирекцией на обсуждение вопроса о сокращении сценария и перестановке некоторых сцен. Переделка поручена помощником директора Соловьевым и режиссером Тасиным сценаристу Лазурину, который обещал сделать эту работу к 7/XII, после сценарий в переделанном виде будет зачитан на заседании. Снимали несколько сцен в кабинете Ибраима Мурзы. В исполнение обязанностей администратора вступил Немировский — новый администратор группы.
5 декабря Был у директора кино-фабрики С. Л. Ореловича. Вел с ним переговоры относительно моего материального положения на кино-фабрике. Ввиду того, что в моем с фабрикой договоре нет вопроса о квартире, дирекция отказывается предоставить мне таковую. 7/I-1926 г., когда кончается срок договора, необходимо поднять этот вопрос. Кончили съемку в кабинете и спальне Ибраима Мурзы, разобрали павильоны. Нужно составить эскиз внутренности дома Али-бая, который ко вторнику 8/XII с/г должен быть готов.

6 декабря. Воскресенье. Съемки нет ввиду пасмурной погоды. Делал эскиз декорации дома Али-бая. Необходимо согласовать постройку дома Али-бая с архитектором фабрики тов. Шарфенбергом. Завтра начнут возводить эту декорацию. Был у Хайри, который вместе с женой Асие ханым живет в доме б. Кюба, теперь кино-фабрики. Зашел сюда режиссер группы Тасин. В беседе выяснилось то, что кроме уже построенных павильонов необходимо построить 35 павильонов, они следующие:
1) Квартира Али-бая 2) Баня 3) Столовая тетки Сарры 4) Спальня тетки Сары 5) Дом Джафера 6) Дом Асие 7) Веранда Батр-мурзы 8) Тюремный коридор 9) Камера Алима с Петровским в тюрьме 10) Тюремный двор Симферополя 11) Тюремный двор Киева 12) Зал и вестибюль Ибраима Мурзы 13) Суд 14) Подвал в доме Ибраима Мурзы 15) Двор Ибраима Мурзы 16) Кабинет исправника 17) Гостинный зал исправника (свадьба) 18) Квартира начальника тюрьмы 19) Комната прислуги Бабаджана 20) Деревня 21) Двор Джафера 22) Двор Асие 23) Двор Али-бая 24) Двор и сад Бабаджана 25) Дом исправника 26) Внутренность пещеры Алима 27) Камера Киевской тюрьмы 28) Дворец Халифа 29) Лестница и площадь перед дворцом 30) Спальня и комната Лейли 31) Подземелье во дворце Халифа 32) Сад и двор тетки Сарры 33) Комната Бабаджана 34) Контора Али-бая 35) У кофейни 36) Кофейня 37) Дом Бекира 38) Кабинет Ибрама Мурзы 39) Спальня Ибраима Мурзы
8 декабря Ялта. Э. Аметов определенного ответа не дал. Принципиально согласен, но категорически ответ даст через 2 недели. В Дерекое собирал с реквизитором и Алексеевым, Столярчуком и Кязим Умеровым реквизит для дома Али-бая.
9 декабря Ялта. Павильон «дом Али-бая» готов. Сделано убранство «очень хорошо», по словам режиссера Тасина. Начали съемки, которые продолжались с 10 ч. утра до 3 ч. дня. Была ночная съемка «Алима» — «сцен в доме Али-бая» с 1 ч. ночи до 10 час утра.
10 декабря Ялта. Под утро, к концу ночной съемки получился конфликт между Хайри Эмир-заде и режиссером Тасиным, который, призвав меня, сообщил мне об этом и просил повлиять на Хайри, чтобы тот впредь воздержался бы от грубых выходок по отношению к нему. Я обещал переговорить и уладить все так, чтобы это не отразилось на дельнейших работах по съемке сценария — «Алим»

Made on
Tilda