Анализ. Листая netflix, вы очевидно не раз вместо близких сердцу комедий или мелодрам выбирали нечто историческое. Сериалы или кино, которые формируют новый взгляд на забытые эпохи, правителей и захватывают политическими контекстами, а после, дают такое послевкусие, что вы утопаете в перекрестных ссылках Википедии и даже начинаете читать статьи на языке оригинала, разумеется, не зная его.
Любой современный продукт искусства должен увлечь зрителя настолько, чтобы кроме отозвавшихся триггеров, стать желанным объектом для эскапизма - и на время захватить его [зрителя] действительность. Потому что время табуированных тем ушло (ну, как минимум в умах развитых обществ) и настал период переосмысления и личного взаимодействия зрителя с объектом искусства. Довольно актуально для нас, неправда ли?
Спектакль-перфоманс "Джеза", начинается с момента входа зрителей в зал, когда ступая - вы перемещаетесь в салачыкский Девлет-Сарай, 1515 годов. Режиссер сразу стирает грань между эпохами и делает зрителя частью своей истории. Он пускает нас словно привидения - подсмотреть дворцовые тайны, оставаясь незаметными для хозяев. И даже, возможно, присесть рядом с ними и увидеть как улу-беим покойного Менгли Герая перебирает четки, а калга Ахмед Герай нервно опираясь на свою трость (скорее всего инкрустированную перламутром) ожидает прихода старшего брата - Мехмеда.
В центре - карта Крымского ханства - незыблемая точка опоры Гераев. И символично, что все события развиваются на фоне этих владений, а не сменяются отдельными пейзажами. Как художник-консультант в Джеза заявлена уста Зарема Трасинова, а ей, как никому другому удается счесть культурный код крымских татар всех эпох. Ведь политика Гераев, всегда отличалась целью прославления своего рода и земель, а не их расширением.
"Джеза" повествует нам о сложном, но казалось бы не столь приметном периоде истории - правлении Мухаммед Герая*, сына Менгли Герая, внука великого Хаджи Герая. Мы знакомимся с героем в период его восхождения на престол и вместе с ним познаем природу власти, ее коварность и забвение. Политике и принципам Мехмеда противостоит его младший брат - калга Ахмед, а фактическим калгой и правой рукой хана становится юный и вспыльчивый сын Бахадыр. В этой борьбе за влияние, герои отчасти теряют себя, в чем отображают трудности и противоречия крымского престола.
*вместо упомянутого в постановке имени Мухаммед, здесь и далее мы будет использовать более известную версию имени хана - Мехмед.